Портрет маслом на холсте - Учебный этюд для начинающих художников


В этом уроке живописи маслом на холсте я показываю, как написать мужской портрет в один заход. Это учебный этюд, в котором вы увидите принципы работы над подобного рода темой. В этом уроке нет рисунка и предварительной подготовки. Я просто беру холст, на котором содержится прошлый этюд, и пишу портрет маслом прямо поверх. Предварительно можно старый холст протереть пиненом, чтобы обезжирить. Альтернативно можно протереть льняным, но тонко. Даже если этого не сделать, ничего страшного не случится, так как мы будем наносить краску мастихином, а в ней уже есть масло.

Саму работу я выполняю достаточно хрестоматийно, то есть двигаюсь от больших пятен к деталям. Есть холст определенного формата, есть фотография, и нужно в этот размер холста вписать голову нашего персонажа так, чтобы это было уравновешенно. Начинаем с пятен. Первое пятно — лицо, второе — рука, на которую опирается человек, а третье пятно — шапка. Я пользуюсь на начальном этапе мастихином, мне так удобней. Никакой цели сделать сходство в самом начале нет. Самое главное, чего я добиваюсь, это определить местоположение головы, чтобы на этом размере холста портрет смотрелся гармонично. Чтобы потом, при желании, этот этюд смог плавно превратиться в законченную работу. Рекомендую постоянно сравнивать с первоисточником. Очень хорошо использовать зеркало. Вы смотрите на то, что у вас получается, и видите в зеркальном отображении ярко и четко все ошибки и несоответствия.

Когда все основные формы на месте, переходим к более мелким формам, чтобы наметить положение деталей лица. Сейчас все делается эскизно, главное старайтесь на этом этапе не переключиться на схожесть и не свалиться в детализацию с целью портретного сходства. Сейчас вы пишете не конкретного человека, а просто человека.

По необходимости я уточняю рисунок фоном, так как базового рисунка не было. Самая правильная линия в живописи — стыковка двух форм. Лицо и фон стыкуются, и на их границе образуется линия.

Как только появляется ощущение, что элемент стал на свое место (например, глаз), то можно совсем много уточнить детали на нем и вокруг. В данном случае ракурс сложный, и ухватить все сразу может быть непросто. Постоянно сравнивайте — отходите, смотрите, используйте зеркало, не спешите. Постоянно уточняйте сами формы. И как только все черты лица на месте, когда сформировалось общее — только после этого можно начинать работу над мелкими деталями портрета. И примерно в это же время можно начинать добавлять оттенки. По мере работы над портретом я от жидкого письма впритирку перехожу к более пластичному, жирному и фактурному масляному слою.

Теперь, когда у меня есть уверенность, что детали на месте, я начинаю прорабатывать элементы портрета более детально и подтягивать к ним все остальное. Так как работа идет одним сеансом, вся краска сырая, мягкая и одной консистенции — работать и делать правки очень удобно. Для уточнений и более точной прописки я беру тонкую кисть. По мере работы над портретом, я буду править понемногу здесь и там работая постепенно и одновременно над всей картиной.

В такой манере работать над портретом непросто, и мало кто сейчас так работает. Но я все же рекомендую попробовать такой этюд в учебных целях. Если вы используете проектор для рисунка, то это облегчает жизнь, ускоряет работу. Но без тренировки такого плана — не получится потом по этому рисунку сделать пастозный и плотный масляный слой так, чтобы это было пластично и живописно. Это важно понимать.

Работая с небольшим форматом холста, если у вас кончился запал, драйв, вы устали — завершая работу постарайтесь сохранить общее. Пишите работу одновременно всю, одновременно прорабатывайте все элементы, чтобы они были на одном уровне проработки. Потом можно дорабатывать, но в каждый момент времени такой портрет должен быть равномерно готов. В следующий раз, когда вы приступите к этому холсту, у вас может быть уже другая палитра и другое настроение. И эта цельность может от вас убежать.

И самые последние мазки я делаю чистым замесом. Максимально жирно завершаю работу точечными мазками, практически “ударами” кистью. И вот как-то так получаем такой результат, как вы видите в этом уроке.

Пишите вопросы, делитесь мыслями. Получайте удовольствие и пробуйте писать такие этюды, как я показал в этом уроке живописи на тему портрета. Удачи!

Юрий Клапоух

Папка с исходниками:
bit.ly/37xLFF1 — файл “Портрет старика”

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.