Ответы на вопросы о живописи #8 - Чужие картины и самооценка, нужно ли образование и кое что еще


1) Как дойти до мастерства, если при просмотре чужих картин чувствуешь себя неудачником?

Это вопрос в большей степени философский, чем конкретно относящийся к масляной живописи вопрос. Более того, он относится ко всему искусству в принципе — “чужих картин” можно легко заменить на “чужих произведений искусства”. Чем считать себя неудачником, лучше почувствуйте, что вам вообще-то повезло осознавать величину этого произведения. Порадуйтесь, что у вас появился маяк, к которому вы будете стремиться. Переведите это чувство в любовь к произведению и тому, кто его создал. И от ощущения себя как неудачника вы перейдете к ощущению себя как ученика.

2) Что делать, если мне очень нравятся морские пейзажи, но рисовать их пока еще для меня сложно? Учиться на том, что не сильно радует, как-то не вдохновляет. А без учебы не дойти до сложных тем.

Да, без учебы не дойти до сложных тем. Любое качество появляется после определенного количества. Чтобы получить свой, как было сказано, морской пейзаж, кому-то понадобится сделать копию десять раз, а кому-то сто. Но хорошая новость в том, что вы свое качество получите не ровно через, скажем, десять лет, а постепенно. Одно качество через год, другое через два и так далее. В итоге через десять лет вы все-таки получите то, для чего вы существуете как художник. Впрочем, у кого-то это может произойти через три года, у кого-то через десять лет, а у кого-то никогда. Потому что он не маринист, а рожден писать цветы. И вот тут не упустите случай понять кто вы — маринист или рисовальщик цветов. Важно научиться в первую очередь получать удовольствие. Никто не прошел путь художника, делая каждый шаг правильно — это дорога проб и ошибок. Но и дорога удовольствия, если вы себе разрешите.

3) Как вы определяете, какого цвета должен быть подмалевок? Часто он очень отличается от первоисточника, а следовательно ответ лежит где-то в другом месте.

Подмалевок можно делать любого цвета. Это короткий ответ. А теперь длинный. Если у вас остались какие-то краски от вчерашней работы, используйте их для подмалевка. Вы получите что-то необычное и какой-то новый опыт. Или, скажем, вы конкретно хотите, чтобы в зеленой траве были красновато-оранжевые прожилки-просветы. Тогда вы делаете красно-оранжевый подмалевок, делаете фактуру, наносите мастихином траву, что-то процарапывается и получаются дополнительные цвета — зеленый уже не такой зеленый, он теплым подсвечивается. А можно сделать вообще черный подмалевок — замазать холст и на нем писать какие-то яркие, теплые, светлые вещи. Это будет шикарная стилизация, если у вас получится поймать эту гармонию. Можно сделать белый подмалевок и работать чисто за счет фактуры. Там, где вам нужно больше отраженного света от холста, можно сделать плотный подмалевок, чтобы меньше света проходило через холст насквозь. Это хорошо работает в случае самого что ни на есть классического портрета. Но универсального правила, к счастью, нет.

4) Для кого подойдет академическое образование? Мнения очень разные, но интересно услышать Ваше.

В этом отношении существует уже некий сложившийся стереотип. Но если вы молодой человек, закончили школу и у вас есть возможность получить академическое образование — конечно получите его. Хороший учитель (вот тут, конечно, еще должно повезти) посеет в рыхлую, плодородную почву хорошие зерна, и результаты будут. Но может быть и так, что преподаватель будет сеть хорошие зерна, которые именно в вашей почве не растут. И вы будете мучиться, потом все равно выкорчуете это и однажды потом сами посеете именно то, что нужно. Поэтому получается в некотором смысле лотерея. И как тогда поступать? Не знаю… В академическом образовании все-таки есть схема и дисциплина, уделяется должное внимание рисунку. В этом плане я все же консерватор — рисунок, рисунок и еще раз рисунок. Кистью вы хоть и пишете, краску на холст накладываете, но в первую очередь это все равно рисунок. И академическое образование способно это привить.

5) На что влияет зернистость холста? Для каких задач подходит та или иная зернистость?

Вы можете зернистость использовать так: прописать тонким жидким масляным слоем и показать, что это именно живопись на холсте. А можете зернистость использовать для большего наполнения и удержания первичных мазков красок, которые на гладком холсте будут смазываться. Когда нужно написать что-то изящное, а у вас холст не той зернистости, тогда место холста под персонажа, предмет или несколько предметов можете уплотнить несколькими слоями акрилового или масляного подмалевка. И наоборот, если у вас мелкозернистый холст, а вам нужно пастозно что-то написать, то эту пастозность придется создать самому посредством подмалевка. Словом, можно обыграть любую зернистость, понимаете?

Пока все. Пишите, задавайте вопросы, берегите себя. Удачи!
Юрий Клапоух.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.